Куртуазная любовь
Трубадуры, менестрели, миннезингеры… Культ Прекрасной Дамы, Наука любви — ars amandi. Все это было давным-давно, еще в средневековой Европе. Но имеет к сегодняшним дням самое непосредственное отношение. Ведь тот, кто ищет любовь, кто соблазняется и флиртует, не может обойтись без ars amandi. И неважно, что Науку любви создавали люди, жившие девять веков назад. Ее аксиомы и теоремы верны и сейчас. Подтверждены опытом многих поколений.
Любовь, как известно, придумали трубадуры. Она была изобретением поэтов, и еще долго стихи и любовь были синонимами. И признания в своих чувствах (Lays d’amor) писались и говорились с соблюдением метра и ритма. Так что у флирта есть свой отец, свой Создатель. Это — герцог Гийом Аквитанский. Он первый начал писать о законах любви. И какое великое наслаждение она доставляет тем, кто их соблюдает.
В те времена нравы были довольно грубые. Средневековые рыцари часто меняли жен, содержали наложниц.. Замки были наполнены незаконнорожденными детьми, бастардами. Адюльтер считался нормой жизни. «Глава семьи» постоянно отсутствовал. То военные походы, то сбор дани. Во время его отлучек хозяйкой замка была жена. Оставаясь наместником сеньора, она в полной мере должна была соответствовать своему званию. Воспитывать свой вкус, быть знатоком благородных искусств. Музыки, танцев, ars amandi…
При дворе постоянно находились странствующие рыцари-трубадуры. Естественно, бедные. Которые в благодарность за приют, да и не только, сочиняли стихи, восхваляли Прекрасную Даму. Трубадуры были людьми своего времени и описывали Науку любви в общепринятых понятиях. Дама была сеньором, рыцарь — вассалом. А процесс рождения любви — как четыре ступени посвящения.
Трубадур должен был пройти четыре стадии: кандидата, послушника, просителя, любовника. Достигнув последней, он давал клятву верности Даме. И скреплял ее поцелуем. Флирт начинался со взглядов. Влечение возникало как чудо. Оно вызывало у влюбленных состояние экстаза. Правда, слова «экстаз» они не знали. А говорили о флюидах, которые текли от глаз к сердцам и там вызывали любовь.
Искусство любви стремилось к добродетели. Не в церковном понимании, а в значении «грация», «изысканность». Настоящая любовь — та, что совершается красиво, по законам Красоты. Чтобы чувство не увяло, на каждом этапе посвящения рыцари требовали от Дамы знаков благосклонности. Иногда в высшей степени провоцирующих. Они умоляли позволить обнять ее за шею, смотреть, как она раздевается.
Бернар де Вентадорн вопрошал в любовном экстазе: «Почему она, когда раздевается, не прикажет прийти к ней, чтобы я мог ждать ее приказаний возле ее ложа? Почему она не соизволит протянуть мне тогда свои ножки — чтобы я смиренно, став на колени, мог снять с нее узкие башмачки!»
Но женщины не отставали от мужчин в инициативе. В том числе в искусстве любовной провокации. Аньес Сорель, любовница Карла VII, ввела при дворе моду на платья, обнажавшие женщину по пояс. И даже позировала в этом виде неизвестному художнику, оставив потомкам свой портрет.
Флирт шел по правилам игры, игры посвящения в вассалы хозяйки. И предусматривал, конечно, испытания. Тристан и Изольда, отходя ко сну, клали между собой меч. Рыцари несли службу в покоях Дамы. И созерцали ее обнаженное тело, когда она лежала в постели (в те времена еще не было пижам и ночных сорочек). Достигнув высшей ступени, возлюбленный приносил клятву верности в церкви, «обменивался с Дамой сердцами». Расторгнуть этот договор мог лишь священник. Или смерть.
Отныне любовь становилась священной. «Любовь, ласки и Господь суть одно и то же», — писал средневековый автор. Но, как и сегодня, существовали двойные стандарты. Не все могли следовать ars amandi. Любовный идеал был настолько высок, что многие не осмеливались ему соответствовать.
В «Лэ о Грэлане» описан рыцарь, увидевший в чаще леса купавшуюся обнаженную Даму. Он берет ее одежду и умоляет вылезти из воды, чтобы увидеть ее прекрасное тело. Когда та покидает воду, Грэлан помогает ей одеться и даже застегивает плащ. Но затем увлекает в чащу, где силой овладевает ею. После чего немедленно просит прощения, клянется в вечной любви.
Чтобы отделить «высокую» любовь от «низкой», возникли Суды любви, где шли дебаты между трубадурами на любовные темы. А вердикт выносила хозяйка замка, знатная Дама. Обсуждалось, кто испытывает большее влечение — супруги или любовники? Может ли женщина любить одновременно двух мужчин? Есть ли удовольствие в ласках, которых добиваются без согласия возлюбленной? Решения заносились в Кодексы любви. И даже иногда имели силу закона. Так, Суды любви могли дать развод супругам.
Куртуазная любовь — идеал отношений мужчин и женщин. Здесь не бывало проигравших. Каждый чувствовал себя в выигрыше, поскольку действовал строго по правилам. Эти идеальные правила буквально пропитали нашу сегодняшнюю культуру. Конечно, многие считают, что куртуазная любовь нынче старомодна. Но лучше выглядеть Прекрасной Дамой или Благородным Рыцарем, чем пошляками. Тем более в области любви, где все так тонко, так воздушно.
Ссылка