ЕВРЕЙСКИЕ ГЕТЕРЫ
"НЕ ПОСВЯЩАЙ В БЛУДНИЦЫ ИЗ ДОЧЕРЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ..."
У ряда народов древнего Ближнего Востока - в Египте, Вавилоне, Ханаане, Персии - проституция всегда была тесно связана с религиозным культом. ТАНАХ упоминает храмовых проституток (женщин и мужчин), а также не связанных с религиозным культом блудниц (исключительно женщин), бравших плату за свои услуги. Первые назывались "кдешот" и "кдешим" (то есть в буквальном переводе "посвященные тому или иному божеству"), а вторые - "зонот" (в буквальном переводе - "насыщающие", ибо потребность в сексе и у евреев, и у других древних народов считалась вполне сравнимой с потребностью в пище). Необходимо отметить, что храмовая проституция в вышеназванных странах являлась занятием обязательным. Например, в Вавилоне каждая девушка перед вступлением в брак была обязана выступить в роли храмовой проститутки, жертвуя тем самым свою девственность богине Иштар, а в еще более древнем Шумере многие отцы отдавали своих детей в "кдешим", чтобы совершить таким образом обряд жертвоприношения своим божествам. Поэтому в древнем Израиле связанная с идолопоклонством храмовая проституция была строго запрещена: "Не должно быть посвященной блудницы ("кдеша") из дочерей Израилевых и не должно быть посвященного блудника ("кадеш") из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса (имеется в виду "храмовый блудник" - А.Р.) в дом Господа Бога твоего ни по какому обету..."
ТАНАХ сурово осуждает царей Рехавама и Менаше, попытавшихся ввести в еврейском государстве языческие культы, сопровождающиеся храмовой проституцией, а такие цари как Аса, Иехошофат и Иошиягу (внук царя Менаше), боровшиеся с идолопоклонством и изгонявшие "кдешим" и "кдешот", напротив, всячески приветствовались жившими в их времена пророками.
Но обратите внимание, что при этом ТАНАХ почти ни словом не обмолвливается о "зонот" - то есть о частной, не связанной с языческими культами, проституцией. Тора содержит лишь один рассказ, связанный с проституцией, - о том, как Тамар, невестка одного из родоначальников еврейских колен Иегуды, после смерти трех его сыновей решила во что бы то ни стало родить ребенка от тестя. Притворившись проституткой, она с закрытым лицом встретила Иегуду на дороге, и тот воспользовался ее услугами. Когда выяснилось, что Тамар беременна и Иегуда хотел приговорить ее к смертной казни, Тамар представила доказательства, что именно он является отцом детей, находившихся в ее чреве, и Иегуде не осталось ничего другого, как признать ее правоту... Другой рассказ ТАНАХа связан со знаменитой иерихонской блудницей, укрывшей у себя еврейских разведчиков. Согласно преданию, после завоевания евреями Иерихона эта женщина раскаялась в своей прошлой жизни, прошла гиюр, вышла замуж, родила детей и вообще стала великой праведницей... Итак, проституция у наших предков считалась занятием позорным, проститутка своим образом жизни позорила не только себя, но и свою семью, и тем не менее женщина, занимающаяся этим ремеслом, отнюдь не объявлялась вне закона. К примеру, блудницы имели право апеллировать к царскому суду и защищать в нем свои естественные права.
Среди еврейских мудрецов эпохи Второго Храма и Талмуда существовали разногласия разве что по поводу запретов внесения в Храм пожертвования, сделанного проституткой, и брака проститутки с коэном. Так, некоторые законоучители считали, что эти запреты относятся лишь к женщинам, профессионально занимающимся проституцией, но существовали и другие мнения. Так, согласно мнению Иегуды ха-Наси, запреты на внесения пожертвований распространяются лишь на тех женщин, сожительство с которыми является преступлением (то есть замужние женщины и женщины, состоящие в близком кровном родстве с вступавшими с ними в близость мужчинами). Поэтому пожертвование от незамужней женщины, зарабатывающей на жизнь продажей своего тела, вполне может быть внесено в Храм, а если незамужняя проститутка перестала ; заниматься своим недостойным ремеслом и ведет вполне добропорядочный образ жизни, то ничто не мешает ей стать женой коэна.
И такая позиция отнюдь не свидетельствует о ханжестве и двуличии древних талмудистов, хотя бы потому, что в отличие от других народов, еврейские законоучители и духовные вожди не на словах, а на деле проявляли милосердие к своим пусть не лучшим, но все-таки соплеменницам. Кроме того, они учитывали тот факт, что очень часто еврейским женщинам, а иногда и мужчинам приходилось заниматься этим ремеслом не от хорошей жизни. Например, персидские, греческие и римские завоеватели насильно помещали пленных евреек в публичные дома, а в эллинистический период царь Антиох Четвертый Эпифан ввел гетер в Иерусалимский Храм, несмотря на протесты мудрецов во главе с Бен-Сирой. Некоторых пленниц удавалось выкупить из публичных домов, другие предпочитали самоубийство позору, однако были и еврейки, охотно занимавшиеся проституцией, а среди еврейских мужчин были сутенеры. Вместе с тем, еврейские мудрецы начала новой эры считали проституцию одной из причин разрушения Храма (наряду с беспричинной ненавистью друг к другу), а ее распространение - предвестьем скорого прихода Мессии...